Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » Главные новости

Джаваншир Гулиев: «Бриллиант, Зуля и Айгюн – это три разные планеты…»

Воскресенье, 19 июля 2009


- Назовите творцов-исполнителей, чьим творчеством вы были вдохновлены и в результате стали композитором?

- Их не сосчитать – Хан Шушинский, Бюльбюль, Шовкет Алекперова, Муслим Магомаев, Алибаба Мамедов и т.д. Хочу отметить, что я с детства играл на таре, вырос с нашими мугамами, которые очень дороги для меня. Сразу скажу, что у меня была счастливая молодость, было, кого и что слушать.

- Посчастливилось ли вам поработать с ними?

- Нет, к сожалению. Я работал в студии, куда все они приходили записывать свои песни, и я со всеми ними был знаком. В последние месяцы жизни Шовкет Алекперовой, ко мне от нее поступило предложение, она еще тогда услышала мои песни и сказала: «Напиши что-то, чтоб я тоже спела». Но я был очень медлительным в своей работе, и мы не успели записать песню, она скончалась. Та же история повторилась и с Рашидом Бейбутовым. Но скажу вам открыто, я не стремился работать с ними, так как писал музыку в другом стиле, в котором они, конечно же, смогли бы спеть, но не захотели бы.

- Как влияет народная музыка на творчество современных композиторов, одним из которых являетесь и вы?

- На самом деле народная музыка должна оказывать большое влияние на творчество композитора, потому что на основе корней народной музыки азербайджанская музыка становится азербайджанской и надо походить на нашу народную музыку.

- C какими проблемами сталкиваются сегодняшние композиторы?

- Проблемы у композиторов всегда одинаковы. В основном это проблема исполнения своих произведений, в том числе и песен. Порой создаются очень серьезные и трудные произведения. Для того, чтобы написать их, требуются комната, музыкальный инструмент, ручка и бумага. Приведу такой пример: вот создалась песня – родился ребенок, ведь его нужно кормить, одевать. Исполнитель и является той самой пищей и одеждой для ребенка – песни.

- Многим традиционным жанрам, например, симфонии, выдвигают смертный приговор. Как с этим можно бороться?

- Я не согласен с этой мыслью. Азербайджанская симфоническая музыка живет и развивается. За рубежом тоже звучит эта наша музыка, а в государственной филармонии каждый месяц проводится десятки концертов при сопровождении симфонического концерта. Просто симфоническая музыка во всех странах не распространяется, например, как песенный жанр. А у этого жанра есть свои слушатели, которые могут почувствовать глубину этой музыки. В основном ими являются люди в зрелом возрасте, постигшие мудрость.

- Над чем работаете на данный момент?

- Над новым балетом «Туфан» («Ураган»). Это восхитительное либретто Аллы Ахундовой, в котором она соединила азербайджанскую сказку про ураган, пророка Нуха и легенду из Библии.

- Первую песню Народной артистки Зульфии Ханбабаевой «Даглар» написали вы. Также Зуля является первой исполнительницей на нашей эстраде, спевшая песню в стиле рок. И эта песня «Мени даха гезлеме» (Не жди меня больше) является вашим детищем. Помните, как Зульфия в первые пришла к вам в студию?

- Бриллиант и Зульфия вместе учились в университете искусств и они еще в студенческие годы были подругами. Как-то Бриллиант привела Зулю ко мне в студию, и сама уселась за рояль, (она красиво играет), начала играть и петь популярные в то время турецкие песни, а Зуля присоединилась. А я стоял за дверью и сказал в себе о Зуле: «Девушка поет, причем от души». Я обратился к ней, что давай запишем песню, у тебя есть голос, хочешь петь? Она сразу же: «Нет, нет, что вы, куда я, куда сцена? Просто мы с Бриллиант иногда так душу отводим». Потом она пошла и рассказала все дома и, естественно, ей не разрешили петь. А я все- таки настоял и сказал, что давай запишем одну песню для спектакля, ты же одной песней не станешь певицей, выйдешь в эфир, а потом посмотрим.

В общем, я уговорил ее и мы записали песню «Хиджран» , после чего я отправился в редакцию «Молодежь» единственного вещавшего в то время телевидения и сказал: «Есть такая молодая певица, я хочу, чтобы она вышла в эфир». Они сделали со мною интервью, сняли сюжеты и спросили: «Что вы хотите, чтоб еще было в этой передаче»? Тогда я привел Зулю в студию. Она в буквальном смысле слова тряслась и растерялась, зайдя в студию, и увидев впервые камеры. Она была красавицей – у нее были длинные золотисто-каштановые волосы, и она распускала их. Зульфия от волнения просто не могла стоять, и я предложил ей усесться на красное кресло, которое походило на трон. И ее сняли. После этого эфира мой коллега – Вагиф Гярайзаде – предложил прийти Зуле на его репетицию, на которые ходила и Айгюн Кязимова.

- Охарактеризуйте, пожалуйста, этих трех певиц, с которыми вы больше свего работали: Бриллиант Дадашеву, Зульфию Ханбабаеву и Айгюн Кязимову.

- Это три разные планеты. У них разный стиль исполнения и разные мировоззрения. Начнем с Бриллиант. Я всегда говорил, что Бриллиант рождена для того, чтобы петь, и даже если не было бы Джаваншира Гулиева, она все равно бы пела. Она очень талантлива, она любит петь, и если ей запретить петь, она может не выжить.

Работать с Айгюн намного легче, по сравнению с другими, она стопроцентно верит человеку, с кем работает, и с первого раза соглашается исполнить предложенную ей песню, которую, благодаря ее памяти и схватке, удается с первого раза записывать.

Сразу же отмечу, что все наши песни мы записывали именно так. Если я говорю, в этом месте надо спеть так, она не капризничает, а так и поет. Поэтому с ней очень легко работается. Бриллиант немного жесткая в этом плане. Она не сразу исполняет песню, а думает, проверяет ее, порой даже вносит свои какие-то изменения, или вообще отказывается от песни и говорит: «Мне не понравилась эта песня».

А Зульфия всегда старается глубже прочувствовать песню, от сердца спеть и приукрасить ее, а для этого ей нужно бывает долгое время.

- После того, как написали песню, сами определяете, кто ее исполнит, или в большинстве случаев вы учитываете желание обращающихся к вам артистов?

- В основном мои песни пишутся определенно для кого-то, но бывают и случаи с исключениями, когда я вдохновляюсь от определенного стиха, создается песня, и я начинаю думать, кто же ее может исполнить. Здесь нет нормы. Моя песня «Хер шей гезелдир хейатда» состоит из двух песен, которые я соединил. Если внимательно послушать, это можно заметить. Эти песни были написаны для спектакля «Вечера в домах» (по пьесе Арифа Абдуллазаде), который ставился в Шекинском театре. Одну из них исполнил Акиф Исламзаде, а другую – Бриллиант Дадашева.

В 1985 году ко мне пришло предложение со стороны государственного телевидения снять 50-тиминутный концерт, состоящий из моих песен. После съемок выяснилось, что концерт получился с 45-ти минутным хронометражем, то есть неполным. И режиссер начал настаивать, чтобы я соединил те две песни из спектакля, он хотел включить их в концерт. Я категорично отказывался и считал, что это было бы не профессиональной работой. Но режиссер все-таки переубедил меня. Главное, что у песен была одинаковая тональность. Я очень переживал, что эта песня, которую я свел, испортит удачно снятый концерт. Как только дуэт «Хер шей гезелдир хейатда» прозвучал в эфире, кто бы меня ни увидел, хвалил именно эту песню.

- Какая ваша песня принесла вам большой успех?

- Это был марш «Азербайджан эскери», который прозвучал в фильме «Ферйад».

- Вы свыше 10-ти лет назад написали для Айгюн Кязимовой песню «Гызым». И у вас, и у Айгюн, и у автора слов есть одна дочь. Расскажите нам историю этой очень трогательной и удачной песни…

- Слова этой песни написал Адиль Бабаев, и этот стих очень подействовал на меня, наверное, потому, что у меня тоже есть дочь, причем единственная. Ее зовут Дениз. Эта была единственная моя песня, которую я не смог сам исполнить и записать, чтобы представить ее Айгюн. Как-то силой исполнил один куплет, а Айгюн как всегда на лету схватила. Любая другая певица месяцами учит песню, а Айгюн достаточно было и полчаса. Даже мы в одно время выпустили двойной диск, в который входили мои песни. На одном диске было мое исполнение моих же песен, а на втором – исполнение Айгюн.

- На нашей сцене есть ряд певцов и певиц, которые сами сочиняют и исполняют свои песни. Среди них есть Тунзаля Агаева, Адалет Шукюров, Эльза Сеидджахан. Как вы смотрите на это?

- В мире очень много людей искусства, которые сами сочиняют и исполняют свои песни. Возьмем к примеру нашего Полада Бюльбюльоглу или группу «Битлз», «Роллинг Стоунc». А с творчеством перечисленных вами исполнителей, к сожалению, я не близко знаком, слышал некоторые их песни и поэтому было бы неверным высказывать какое- либо мнение. Но раз они сочиняют, значит, в этом есть их душевная потребность.

- Мечта и счастье… Когда мечты сбываются человек становится счастливым. О чем мечтаете?

- Мечтаю создать свое коронное произведение, я его еще не создал, и чтобы везде и всегда царила справедливость.

Севиндж

Источник: Day.Az – Все новости Азербайджана