Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » Главные новости

Представитель Администрации президента Азербайджана: «Утверждения о блокаде Турцией Армении …

Среда, 22 апреля 2009


- В последнее время в связи с идущими между Анкарой и Ереваном переговорами по нормализации турецко-армянских отношений СМИ Армении делают заявления о возможной «отмене блокады Армении со стороны Турции». Ваш комментарий по этому поводу.

- Прежде всего, необходимо учитывать, что утверждения о т.н. блокаде Армении со стороны Турции или какого-либо другого регионального государства абсолютно беспочвенны. Если же говорить конкретно о Турции, то я приведу ряд фактов, которые рисуют совсем иную картину турецко-армянских отношений.

Турция была одной из первых стран, признавших 16 декабря 1991 года независимость Армении, и с тех пор она неизменно проводила вполне дружественную политику в отношении этой соседней страны. Армения же, напротив, на официальном уровне сохраняет территориальные претензии к Турции.

В пункте 11 принятой 23 августа 1990 года Декларации о независимости Армении отмечается, что «Республика Армения поддерживает дело международного признания геноцида армян 1915 года в Османской Турции и Западной Армении». Таким образом, Декларация недвусмысленно свидетельствует о том, что Армения сохраняет притязания на некоторые восточные регионы Турции, которые она по-прежнему именует «Западной Арменией» и не признаёт частью современной Турции.

Конструктивный подход Анкары к отношениям со своим соседом прослеживается и в других сферах межгосударственных отношений. В области авиасообщений в качестве меры укрепления доверия с соседней страной Турция дала разрешение турецкой авиакомпании «Fly Air» и армянской компании «Armavia Airlines» на осуществление регулярных прямых авиарейсов между Ереваном и Стамбулом, осуществляются также чартерные рейсы Ереван-Трабзон, Ереван-Анталья.

Кроме того, Турция открыла в своем воздушном пространстве – без всяких ограничений – два воздушных коридора UM-111 и UB-374 для международных полетов из Армении и в Армению и ежемесячно выдаёт более 100 разрешений на пролеты через свою территорию.

Правительство Турции на официальном уровне не запрещало и не запрещает своим гражданам и компаниям осуществлять торговые операции с Арменией и нанимать на работу граждан Армении. В настоящее время в Турции проживают и работают свыше 50 тысяч граждан Армении.

В результате, по данным Турецко-армянского Совета сотрудничества, объем торговли между двумя странами в 2007 году превысил $200 млн., что вывело Турцию в число ведущих торговых партнеров Армении. В 2008 году эта цифра была значительно больше. Эти цифры, конечно же, меньше показателей товарооборота между Азербайджаном и Турцией (около $1,5 млрд.), но, согласитесь, это далеко не блокада.

Анкара не возражает также против транзитной торговли через территорию Армении и Турции. В этом контексте важно отметить, что ежегодно свыше 4 тысяч турецких грузовиков доставляют турецкие товары и грузы в Армению через территорию Грузии.

Турция в свое время «открыла двери» для Армении и в сфере регионального сотрудничества. Именно Анкара направила Армении приглашение стать страной-учредителем Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) – в настоящее время Армения имеет в Стамбуле своего постоянного представителя в данной Организации.

- Какова ситуация в гуманитарной сфере турецко-армянских отношений?

- В острые для Армении периоды обострения энергетического кризиса и стихийных бедствий Анкара неизменно предлагала Еревану свою помощь и поддержку, который, в свою очередь, постоянно ее отклонял.

Что касается гуманитарных контактов, то граждане Армении могут беспрепятственно посещать Турцию по визам, выдаваемым на пунктах пропуска в аэропортах на турецкой территории и действующим в течение 30 дней. В противоположность этому Армения не предпринимает никаких шагов для содействия визитам в Армению граждан Турции.

Таким образом, нет никаких оснований говорить о блокаде Турцией Армении или же о введении Анкарой эмбарго на отношения с данной страной. Имеет место лишь закрытие сухопутной турецко-армянской границы.

- Данное решение было принято Турцией в 1993 году по двум важнейшим причинам.Во-первых, это был ответ на агрессию Армении против Азербайджана. Закрытие границы стало сигналом Армении о том, что Анкара не будет мириться с оккупацией территории дружественного Турции Азербайджана и игнорированием со стороны Армении 4 резолюций СБ ООН по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта.Иными словами, это был акт поддержки и солидарности с азербайджанским народом, который – давайте вспомним те тяжелые годы – столкнулся с реальным геноцидом, оказался в полной информационной блокаде. Единственной страной, которая оказала нам тогда реальную помощь – моральную, политическую, дипломатическую, экономическую – была Турция.Во-вторых, эта мера стала ответом на последовательно проводимую всеми правительствами Армении политику враждебности по отношению к Турции. В этом контексте я укажу на следующие моменты, которые рассматривались Анкарой как проявление враждебности и территориальных претензий к Турции.Как я уже отметил, п.11 Декларации о независимости Армении восточно-анатолийский регион Турции указан как «Западная Армения», а в п.2 ст. 13 Конституции Армении находящаяся на территории Турции гора Агры указана как элемент национального герба Республики Армения. Эти факты недвусмысленно свидетельствуют о том, что Армения сохраняет притязания на некоторые восточные регионы Турции.Кроме того, в утвержденной в январе 2007 года Концепции национальной безопасности Армении Турция определена как «внешняя угроза национальной безопасности Армении».В свете вышеизложенного турецкая дипломатия долгое время считала, что Армения должна в корне изменить свою политику по отношению к соседним государствам, проводить политику уважения независимости, суверенитета и других общепризнанных норм международного права. Только в этом случае она считала возможной нормализацию отношений с Арменией и открытие границ с ней.- Наша позиция не претерпела изменений. Формирование отношений с соседними государствами – это суверенное право Турции. Никто не посягает на это ее право, да и не вправе посягать.В то же время, как дружественное соседнее государство, как стратегический партнер, мы на всех уровнях вправе делать акцент на том, что открытие границ при отсутствии прогресса в переговорном процессе по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта может негативно сказаться как на ходе данного процесса, так и на безопасности и стабильности в регионе Южного Кавказа.На мой взгляд, это будет неправильный сигнал Еревану, который может быть воспринят как поощрение или – как минимум – нейтральное отношение Турции к продолжению Арменией политики оккупации азербайджанских территорий. Иными словами, это внутреннее дело Турции, но оно несет в себе угрозу нашим национальным интересам и может негативно повлиять на безопасность и стабильность в регионе Южного Кавказа.Выступая 15 апреля в Венской дипломатической академии, глава МИД Турции Али Бабаджан заявил о том, что Анкара демонстрирует в диалоге с Ереваном «всеобъемлющий подход, нацеленный на полную нормализацию» отношений с Арменией. Параллельно из Анкары приходят сигналы о том, что она по-прежнему увязывает нормализацию отношений с Ереваном со скорейшим урегулированием нагорно-карабахского конфликта, и что «карабахский вопрос – это национальный вопрос Турции». Турецкие политики делают и другие похожие заявления. Для нас важно, чтобы за всеми этими словами не потерялось главное.А главное четко и ясно было выражено в недавнем интервью президента Ильхама Алиева агентству ИТАР-ТАСС, в котором он заявил, что широкомасштабное сотрудничество в регионе Южного Кавказа возможно только при условии восстановления территориальной целостности Азербайджана и возвращения беженцев к своим родным очагам.«Тогда, – подчеркнул президент нашей страны, – сотрудничество в Кавказском регионе будет иметь совершенно другие измерения, тогда страны, до сих пор не вовлеченные в важные проекты, могут почувствовать себя более вовлеченными и, естественно, иметь и экономические преференции, и гарантии безопасности, и политические перспективы».

Источник: Day.Az – Все новости Азербайджана