Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » Политика

Очередная неудавшаяся попытка армянской дезинформации

Понедельник, 25 мая 2009

ministry foreign affairs armenia

Высший орган ФРГ – Бундестаг – принял резолюцию под названием «Укрепление безопасности, стабильности и демократии на Южном Кавказе», в которой признал территориальную целостность всех трёх государств Южного Кавказа и поддержал урегулирование конфликтов в регионе на основе норм международного права.

Как сообщает Bakililar.AZ со ссылкой на АзерТадж, высший орган ФРГ – Бундестаг – принял резолюцию под названием «Укрепление безопасности, стабильности и демократии на Южном Кавказе», в которой признал территориальную целостность всех трёх государств Южного Кавказа и поддержал урегулирование конфликтов в регионе на основе норм международного права.

В пункте 11 резолюции Бундестаг призвал правительство Германии «в рамках усилий, прилагаемых для урегулирования конфликтов на Южном Кавказе, повысить активность в связи с решением данного вопроса, включая возвращение всех беженцев и вынужденных переселенцев к родным очагам», а в пункте 15 – «мобилизовать усилия для выполнения всеми сторонами требований резолюций, принятых ООН в связи с нагорно-карабахским конфликтом, а также решений и резолюций Совета Европы и ОБСЕ».

Напомним, речь идёт прежде всего о резолюциях Совета Безопасности ООН 822 (1993), 853 (1993), 874 (1993) и 884 (1993), резолюции 1416 (2005) ПАСЕ, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/62/243 (2008) и других документах, с текстами которых можно ознакомиться в приведённых ссылках.

Целую неделю в Армении не могли определиться, как отреагировать на принятие высшим органом ведущей страны Европейского Союза данной резолюции. И вот, наконец, 20 мая агентство Арминфо в попытке сохранить лицо поместило сообщение, в котором робко признало факт приверженности Германии общеевропейской позиции, выражающейся в необходимости урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта на основе Заключительного Хельсинкского Акта 1975. Напомним, статья 3 Акта содержит положение о неприкосновенности государственных границ, статья 4 – принцип территориальной целостности государств, статья 5 – необходимость мирного урегулирования конфликтов и недопустимость актов агрессии, статья 6 – невмешательство во внутренние дела суверенных государств (совершив акт агрессии, Армения нарушила все эти четыре статьи!), а статья 8 предоставляет народам право на самоуправление при условии ненарушения Устава ООН и норм международного права, включая принцип территориальной целостности государств.

В сообщении Арминфо говорится также, что в посольстве ФРГ в Армении опровергли информацию о том, что в резолюции Бундестага содержится положение о необходимости вывода армянских войск из Нагорного Карабаха и «якобы» выражается поддержка территориальной целостности Азербайджана. Между тем, простое знакомство с текстом документа позволяет увидеть то, о чём написано, как говорится, чёрным по белому. «Все государства должны признавать установленное Парижской хартией ОБСЕ право Азербайджана, Грузии и Армении свободно выбирать себе партнеров и союзников. Принципы Хартии ОБСЕ обеспечивают правo на территориальную целостность и суверенитет. Границы могут быть изменены только на основе взаимного согласия между сторонами. Данные принципы составляют основу всех усилий по урегулированию конфликтов на Южном Кавказе, а также в других регионах Европы», – говорится в принятой резолюции немецкого парламента.

Очевидно, верить надо в первую очередь своим глазам, прежде чем судорожно звонить по посольствам за комментариями. Между тем, в резолюции ни разу не упоминается та безнадёжно спасительная соломинка, за которую пытаются все время ухватиться в Армении – «право наций на самоопределение». Ну нет этой фразы и всё! Тем не менее в Азербайджане по этому поводу не злорадствуют, поскольку право самостоятельно решать на местном уровне внутриобластные вопросы – хотят того армяне Нагорного Карабаха или нет – официальный Баку двухобщинному населению Нагорного Карабаха в любом случае предоставляет. А тот факт, что в резолюции, с одной стороны, упоминается принцип территориальной целостности и суверенитета государств, а с другой стороны не содержится ни слова о правe наций на самоопределение, ярчайшим образом свидетельствует о верховенстве первого принципа над вторым.

Помимо фразы о признании территориальной целостности Азербайджана, Грузии и Армении, в данной цитате особую важность имеет последнее предложение, в котором речь идёт о формуле решения региональных конфликтов на «Южном Кавказе и других регионах Европы». Дело в том, что реализация права народов на самоопределение возможна в колониальном контексте (с правом отделения порабощённых народов от колониальных империй и создания независимых государств) и в общеeвропейском контексте (внутреннее самоопределение в рамках классических национальных государств, nation-states, на основе Заключительного Хельсинкского Акта 1975 года). Причисление Бундестагом Южного Кавказа к Европе, прямое указание на необходимость решения региональных конфликтов на основе принципов территориальной целостности и нерушимости государственных границ и наличие отдельного пункта о необходимости возвращения беженцев в свои дома ставит точку в вопросе о формате будущего самоопределения Нагорного Карабаха. Это, безусловно, внутреннее самоопределение двухобщинного населения нагорно-карабахского региона Азербайджана. Двух мнений в данном вопросе быть не может. И это опять же при всём том, что в самом тексте резолюции Бундестага нет вообще никакого упоминания о самоопределении наций и народов!

Касательно же положения о требовании вывода армянских войск из Нагорного Карабаха, мы не знаем, как звучал вопрос корреспондента Арминфо, адресованный к сотруднику немецкого посольства в Ереване, и всё же фраза «посольство ФРГ опровергло» явно имеет цель подсластить в опубликованном сообщении горечь очередного дипломатического провала и представить ситуацию для своих читателей в несколько радужных тонах. Самообман, в общем. К слову сказать, в резолюции не говорится ничего также и о том, что весна сменяет зиму, а лето – весну. И если позвонить в посольство и попросить их уточнить, там действительно опровергнут факт наличия в резолюции отдельного пункта по данному поводу хотя бы по той причине, что там eго просто нет. И что же? Даст ли это повод армянским СМИ заявить на весь мир, что правительство ФРГ не признает законов природы? Да, прямого упоминания о необходимости вывода экспедиционного корпуса Армении из Нагорного Карабаха в резолюции нет. Зато, как видно из текста, есть недвусмысленное признание территориальной целостности и суверенитета трех государств Южного Кавказа и недопустимости насильственного изменения государственных границ. А как, с позволения спросить, возможно совмещать оккупацию чужой территории с однозначным признанием территориальной целостности, суверенитета и государственных границ данного оккупированного государства? Разумеется, одно предполагает другое – признание в резолюции территориальной целостности и суверенитета одного государства означает незаконность присутствия на его территории войск другого государства и предполагает необходимость их незамедлительного вывода. И необязательно иметь отдельный пункт по этому поводу или же, что ещё «лучше», ссылаться на отсутствие прямого упоминания в резолюции, чтобы затем пуститься в пляс под «стыренную» мелодию Тофика Кулиева «Нахчывани» и позаимствованную «идиому» «джан-джан», праздновать дипломатическую «победу» и делать вывод, что оккупация Нагорного Карабаха, стало быть, вполне легитимная. Повода для оптимизма у армянской стороны в данном случае не видим никакого.

Кроме того, содержащееся в документе требование о необходимости выполнения резолюций, принятых ранее по армяно-азербайджанскому вопросу в ООН, ПАСЕ и ОБСЕ, как раз и предполагает вывод армянских войск из оккупированных территорий, о чём недвусмысленно говорится в вышеуказанных четырёх резолюциях Совета Безопасности ООН.

Не мешало бы в Армении также ознакомиться со стенограммой выступлений депутатов Бундестага в ходе дебатов по проекту резолюции. Почти все выступившие осудили оккупацию Арменией 20% территории Азербайджана и потребовали вывoда армянских оккупационных войск, в частности депутаты Майкл Линк (Michael Link) от фракции либерал-демократов FDP, Эдуард Линтнер (Eduard Lintner) от фракции ХСС, Хаккы Кескин (Hakkı Keskin) от фракции «левых» Linkspartei, Манфред Грунд (Manfred Grund) от фракции CDU. Депутаты Стефан Райхе (Steffen Reiche) от фракции социал-демократов SPD и Райндер Штинблок (Rainder Steenblock) от фракции «зелёных» призвали при решении региональных конфликтов в Южном Кавказе исходить из приципа нерушимости границ и территориальной целостности трёх государств, потребовали незамедлительного вывода армянских войск за армяно-азербайджанскую государственную границу и призвали Армению занять конструктивную позицию на переговорах, конечным итогом которых может стать предоставление Нагорному Карабаху широкой автономии в рамках территориальной целостности Азербайджанского государства. Соратник Стефана Райхе по партии SPD Маркус Мекель (Markus Meckel), известный своей проармянской риторикой, на этот раз выступил с нейтральной позиции, призвав стороны придерживаться мирного пути решения конфликта. При этом следует особо отметить, что депутаты выступали не просто от своего имени, а выражали позицию своих фракций.

Таким образом можно констатировать, что факт оккупации Арменией 20% территории Азербайджана (именно 20 процентов, а не 14 или 16) был признан всеми крупнейшими политическими партиями, представленными в Бундестаге, и вся политическая палитра ФРГ потребовала вывода оккупационных войск с тех самых 20% территории Азербайджана. Хоть это положение и не вошло в текст резолюции, выступления немецких депутатов от каждой из фракций зафиксировали позицию политического истеблишмента Германии, и с текстом выступлений можно без труда ознакомиться на сайте Бундестага.

Небезынтересно будет в Армении также узнать, что когда выступавшие представители фракций говорили о необходимости решения армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджана и требовали от Армении немедленно вывести свой экспедиционный корпус с оккупированных 20% территории Азербайджана, немецкий Бундестаг буквально взрывался аплодисментами, что также можно легко проверить, обратившись к официальной стенограмме.

Обращает на себя внимание также пункт 17 резолюции, в котором говорится о необходимости при решении региональных конфликтов соблюдать права национальных меньшинств. В Нагорном Карабахе, разумеется, таким меньшинством является армянская община, хотя об этом, опять же, прямо не говорится. Однако само использование термина «национальное меньшинство» означает факт признания Германией Нагорного Карабаха частью Азербайджана (а Абхазии и Южной Осетии – частью Грузии), а его армянского населения – частью общегосударственной демографии Азербайджана. Ибо как иначе могут армяне Нагорного Карабаха считаться национальным меньшинством в независимой «НКР» или в составе Армении? Ссылка на национальные меньшинства является ещё одним, хоть и косвенным, свидетельством признания Германией Нагорного Карабаха, Абхазии и Южной Осетии составными частями, соответственно, Азербайджана и Грузии.

Резолюцию Бундестага ФРГ «Укрепление безопасности, стабильности и демократии на Южном Кавказе» можно по праву считать исторической. Депутаты, проголосовавшие за её принятие, заслуживают благодарности всего азербайджанского народа. Не сомневаемся, что данный прецедент получит своё продолжение и в других ведущих странах мира, и на Южном Кавказе восторжествуют мир и стабильность на основе норм международного права, в котором нет места актам агрессии и оккупации территорий других стран. По-другому и быть не может, готовы психологически к этому в Армении или нет.

Вугар Сеидов

Источник: Bakililar.AZ: новости Азербайджана